Ревизия расчетов по кредитам и займам. Ревизия и аудит расчетов по кредитам План ревизии кредитов и займов полученных

- 85.58 Кб

Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован:

По видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

Банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;

Целевому назначению кредитов;

Срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

Участию в расчете налогооблагаемой прибыли .

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет в работе бухгалтеру данного предприятия и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.

    1. Составление плана и программы ревизии заемных средств

Термин «планирование» означает разработку общей стратегии и детальности подхода к проверке, обусловленной сроками проведения аудита и объемов аудиторских процедур.

Планирование аудита в общем и ревизии заемных средств в частности осуществляется в соответствии с правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией плана аудита с указанием ожидаемого объема, графика и сроков его проведения, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;

Принцип непрерывности планирования аудита предусматривает установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям);

Принцип оптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение вариантности планирования в процессе планирования аудиторской организации для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:

Предварительное планирование аудита;

Подготовка и составление общего плана аудита;

Подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

О внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в Республике Беларусь в целом и ее отраслевые особенности;

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

Организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

Видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

Структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

Уровнем рентабельности;

Основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

Порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

Существованием дочерних и зависимых организаций;

Организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля .

На этапе предварительного планирования оформляется Лист предварительного планирования, в котором аудиторы отражают следующую информацию об операциях с кредиторами и займами (табл. 1)

Таблица 1 - Лист предварительного планирования (фрагмент)


Лист предварительного планирования предназначен для оценки объема документации организации, подлежащей проверке, и общих затрат времени на проведение аудита. Заполняется специалистами, направленными на предварительное ознакомление с потенциальным клиентом, по итогам бесед с руководителем, главным бухгалтером (работником бухгалтерии), просмотра документов и др. По ходу оценки и по ее итогам в бланк либо вписывается полученная информация, либо выбирается один из предложенных вариантов и помечается соответствующая ячейка. Если клиент отказывается сообщить какую-либо точную информацию (например, из соображений коммерческой тайны), то допускается записать ее ориентировочное значение (порядок величины) или указать «Сообщить отказались».

Аудиторской организации необходимо разработать и документально оформить план аудита с описанием предполагаемого объема, перечня работ и сроков их проведения. Общий план аудита должен быть достаточно детальным.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

Реальные трудозатраты;

Расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

Уровень существенности;

Проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

Формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

Инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

Контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

Документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом .

Таблица 2 – Общий план аудита по кредитам и займам

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Просмотр бухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 510 «Кредиты и займы», подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Сафонова Н.В.

Просмотр бухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 610 «Кредиты и займы», подлежащие погашению менее чем через 12 месяцев после отчетной даты

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Долгосрочные кредиты» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Краткосрочные кредиты» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Краткосрочные займы» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Долгосрочные займы» (графы 3 и 4)

Сафонова Н.В.

Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) раздела «Государственная помощь» на предмет остатка и полученных в течение года бюджетных кредитов

Сафонова Н.В.

Просмотр отчета о движении денежных средств (форма №4) строки «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями»

Сафонова Н.В.

Просмотр отчета о движении денежных средств (форма №4) строки «Погашение займов и кредитов»

Сафонова Н.В.


Примечание – источник: собственная разработка автора

Составление программы аудита по кредитам и займам – трудоемкий и долгий процесс. Поэтому следует разработать типовую программу проведения аудита кредитов и займов, где будут приведены классификация всех возможных видов нарушений при отражении в бухгалтерском учете банковских кредитов и займов и описание аудиторских процедур по выявлению этих нарушений. К каждой процедуре следует разработать рабочие таблицы, по результатам проверки которых ведущий аудитор имеет возможность сделать определенные выводы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета .

Следующий этап процесса планирования – оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой – создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.

Вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству «Дукора-Агро» ОАО в момент планирования программы по проведению аудита кредитов и займов, приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Вопросы для проверки.

При положительном ответе

При отрицательном ответе

1. Получало ли предприятия кредиты только в одном банке?

Запросить у предприятия кредитные договоры с банком, с которым заключались договоры банковского кредита.

Запросить у предприятия кредитные договоры с банками, с которыми заключались договоры банковского кредита.

2. Получало ли предприятие кредиты путем зачисления денежных средств на расчетный счет?

Подобрать выписки банка по расчетному счету, подтверждающие получение кредита

Перейти к следующему вопросу

3. Учитывались ли суммы процентов, превышающих норматив, в качестве налоговых расходов по налогу на прибыль?

Выяснить, почему суммы процентов, превышающих норматив, включались в налоговые расходы

Перейти к следующему вопросу

4.Соблюдались ли предусмотренной учетной политикой состав и порядок списания дополнительных затрат, связанных с получением кредитов?

Получить подтверждение у предприятия, что дополнительные затраты, связанные с получением кредитов, списывались в соответствии с учетной политикой

Выяснить, по какому принципу предприятием отражались в учете дополнительные затраты, связанные с получение кредитов

5. Получало ли предприятия кредиты, выраженные в иностранной валюте или в условных денежных единицах?

Подобрать выписки банка по счету в банке, подтверждающие получение кредита, сумма которого выражена в иностранной валюте или в условных денежных единицах

Перейти к следующему вопросу

6. Использует ли предприятия средства полученных кредитов для предварительной оплаты МПЗ, работ, услуг, выдачи авансов и задатков в счет их оплаты?

Перейти к следующему вопросу

Перейти к следующему вопросу

7.Отражалась ли задолженность по полученным кредитам на конец отчетного периода с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты по кредитам начислялись на конец отчетного периода согласно условиям договора

Выяснить причины уклонения предприятия от начисления процентов согласно условиям договора на конец отчетного периода

8 Выдавало ли предприятии векселя для получения займа денежными средствами?

Выяснить, каким образом осуществлялся учет и внутренний контроль выданных векселей

Перейти к следующему вопросу

9. Соблюдался ли при выдаче векселя предусмотренной учетной политикой порядок равномерного признания операционных расходов в виде процентов или дисконта?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты или дисконт по выданным векселям равномерно(ежемесячно) включались в состав операционных расходов и были предварительно учтены как расходы будущих периодов

Перейти к следующему вопросу

10. Производило ли предприятие эмиссию (размещение) облигаций?

Выяснить, каким образом осуществлялась эмиссия облигаций и как был организован внутренний контроль этого процесса

Перейти к следующему вопросу

12. Отнесены ли на текущие расходы проценты по кредитам и займам, связанных с формированием стоимости неамортизированных инвестиционных активов?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты по кредитам и займам, связанных с формирование стоимости неамортизируемых инвестиционных активов, отнесены на текущие расходы

Выяснить, какая сумма процентов по кредиту или займу, связанному с формирование стоимости неамортизируемого актива, включена в стоимость этого амортизируемого инвестиционного актива

13. Соблюдался ли предусмотренной учетной политикой перевод долгосрочной задолженности по кредитам и займам в краткосрочную?

Получить подтверждение у предприятия, что в конце года долгосрочная задолженность в соответствии с учетной политикой при наличии оснований для этого была переведена в краткосрочную

Выяснить, почему предприятие при наличии оснований и при наличии требований учетной политики не осуществило перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную

14. Начисляются ли в соответствии с условиями договора кредита (займа) проценты по кредиту (займам)?

Получить подтверждение у предприятия, что проценты по кредитам (займам) начисляются в соответствии с условиями договора кредита(займа)

Выяснить, почему предприятие начисляет проценты не в соответствии с условиями договора кредита (займа), а по «временному» принципу, т.е. в конце каждого отчетного периода

Описание работы

Цель работы: изучение нормативных и литературных источников касающихся ревизии учета кредитов и займов и на основании изученного дать рекомендации по совершенствованию ревизии кредитов и займов в сельскохозяйственных организациях. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение источников и задач ревизии заемных средств;
- ознакомление с последовательностью проведения аудиторской проверки;
- рассмотрение нормативной и законодательной базы аудита кредитов и займов;
- изучение основных документов, подлежащих обязательной аудиторской проверки;
- выявление типичных ошибок и недостатков при учете кредитов и займов;
- рассмотрение ревизии законности использования и своевременности погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов банка;
- описание порядка составления акта ревизии кредитов банков и займов;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения ревизии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………4
1 Роль и значение ревизии заемных средств …………………………………….6
1.1 Задачи и источники ревизии заемных средств ………………………………6
1.2 Составление плана и программы ревизии заемных средств………………...9
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования …………………………...17
2 Ревизия кредитных отношений ………………………………………………..19
2.1 Ревизия законности использования и своевременности погашения краткосрочных кредитов банка ……….19
2.2 Ревизия законности использования и своевременности погашения долгосрочных кредитов банка……………………...22
2.3 Ревизия займов ………………………………………………………………..24
3 Заключительный этап ревизии кредитов банков и займов …………………..27
3.1 Составление акта ревизии кредитов банков и займов……………………...27
3.2 Совершенствование ревизии заемных средств ……………………………..29
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников ……………………………………………33
Приложение А……………………………………………………………………..35

- 18.58 Кб

12. Ревизия денежных средств. В отношении денежных средств проверка законодательства включает проверку соблюдения двух основных законов - о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) и о противодействии легализации доходов, добытых незаконным путем. Сначала проводится оценка системы внутреннего контроля. Затем проверка соблюдения закона о ККТ является компетенцией органов налогового контроля. В движении денежных средств выделяют два основных вида искажения:1. величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или денежные средства реально присвоены, похищены и т.д.);2. величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные денежные средства). Контроль финансовой отчетности состоит из нескольких частей:1) проверка операций с наличными денежными средствами:2)проверка операций о движении наличных денежных средств;3) проверка данных об остатках наличных денежных средств на конец года;2) проверка операций с безналичными денежными средствами. Проверка операций с наличными денежными средствами за отчетный период предполагает изучение того, что:1) все отраженные в учете операции действительно имели место (предпосылка «возникновение);2)все операции, которые действительно имели место, отражены в учете (предпосылка полноты);3) правильно отражены суммы и другие идентификационные признаки (кому, за что, когда и т.д.).Инвентаризации денежной наличности. По актам инвентаризаций за отчетный год. Ревизия кассы проводится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Ревизор может провести внезапную проверку, попросить кассира показать последние кассовые ордера. Проверка операций с безналичными денежными средствами. Наиболее надежным методом проверки является получение от банка оригинала подтверждения остатка на расчетном счете на отчетную дату с указанием оборотов по счету за отчетный год. Данные сверяются с учетными, подтверждение банка подшивается к материалам ревизии. Необходимо запросить информацию о всех банках, в которых открыты счета организации. По мере необходимости и возможности сверить эти данные с данными налогового органа.

13. Ревизия основных средств. В учете основных средств выделяют два основных вида искажений:1)величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или основные средства утрачены - уничтожены, похищены и т.д.);2) величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные основные средства) Сначала проводится оценка системы внутреннего контроля. Затем Контроль соблюдения законодательства:1)передача основного средства государственной организацией/ учреждением без согласия собственника (вышестоящей организации);2)продажа основного средства коммерческой организации без прохождения процедуры одобрения крупной сделки;3) использование основного средства организации в личных интересах должностного лица.4)согласования условий договора аренды, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа;5)подписания договора о передаче объекта недвижимого имущества. Причины сокрытия объектов основных средств и неотражение их:1) объекты приобретены/построены на средства «теневого оборота», которые не могут быть учтены в официальном бухгалтерском учете; 2)расходы на приобретение/постройку объектов списаны за счет источников финансирования. Контроль финансовой отчетности: 1)проверка операций поступления основных средств;2)проверка операций списания с баланса основных средств; 3) проверка данных о стоимости основных средств на конец года. Формальная проверка соответствия данных бухгалтерского учета и данных отчетности расхождений не дает, необходимо проведение повторной выборочной инвентаризации. При выявлении объектов, не принятых на учет, объектов, по которым отсутствуют данные или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Наиболее распространенным случаем является 1)списание расходов в состав текущих расходов на ремонт, хотя в действительности создается объект основных средств. 2) объект основных средств оставлен в «наследство» бывшим землевладельцем, официальные документы о собственности на данный объект получить было крайне сложно;3)объект получен путем передачи с баланса на баланс, и документы еще не поступили в бухгалтерию, хотя акты получения объекта подписаны принимающей стороной.

14. Ревизия материальных запасов. Группа материальных запасов включает в себя различные категории активов: сырье и материалы, товары, готовую продукцию, полуфабрикаты. Рисковыми областями являются:1.затоваривание складов,2. завышение стоимости запасов в бухгалтерском учете по сравнению с рыночной;3.величина в отчетности занижена по сравнению с реальной. Оценка системы внутреннего контроля1.Обсудите, как оценивают риски, связанные с учетом материальных запасов установлены ли нормативы складских запасов; есть ли бюджет закупок; есть ли документ, устанавливающий порядок сбора информации о залежалых запасах, и порядок принятия решения в отношении таких запасов; производится ли и каким образом контроль за ценами закупок, что препятствует менеджерам получать неофициальные «бонусы» от поставщиков; 2. Попросите предоставить документы, подтверждающие проведение контрольных мероприятий по снижению указанных выше рисков, например результаты анализа наличия невостребованных запасов и причин не востребованности. 3.Попросите предоставить документы, подтверждающие анализ руководством основных тенденций в движении материалов. Контроль соблюдения законодательства. Проверка соблюдения законодательства на данном участке может касаться следующих вопросов: правильность применения зачета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям; действия должностных лиц при организации закупок в интересах организации, а не в своих собственных; соблюдение бюджетными организациями законодательства о закупках для государственных нужд. Контроль финансовой отчетности. Проверка отражения в отчетности запасов- все отраженные в учете операции с запасами действительно имели место (предпосылка возникновения); все операции, которые действительно имели место, отражены в учете (предпосылка полноты); запасы отражены в учете в оценке, не превышающей их рыночную стоимость (предпосылка точного измерения). Контроль эффективности. нарушениями являются: отсутствие плана или бюджета закупок; отсутствие нормативов запасов сырья, в том числе страхового и сезонного запасов; отсутствие анализа эффективности закупки (например, какой из вариантов выгоднее: 1) купить крупную партию сырья дешевле, а потом хранить излишки сырья или искать на них покупателя или 2) купить сразу нужное количество сырья, но дороже); отсутствие бюджета складских расходов; наличие залежалых, ненужных запасов и т.д.

17. Ревизия дебиторской задолженности. Основной риск, связанный с формированием дебиторской задолженности, - это отражение задолженности неплатежеспособных дебиторов. Оценка системы внутреннего контроля1. Выясните у руководства проверяемой организации, какова ее политика в отношении задолженности покупателей.2. Обсудите с представителями организации: известно ли им, какой процент дебиторов подтвердил свою задолженность на отчетную дату; как они оценивают риски наличия в бухгалтерской отчетности долгов неплатежеспособных дебиторов, 3. Попросите предоставить документы, устанавливающие обязанность какого-либо должностного лица изучать платежеспособность дебитора.4. Попросите предоставить документы, подтверждающие изучение платежеспособности двух-трех дебиторов. Контроль соблюдения законодательства: проверку соблюдения норм гражданского права, в том числе правильное определение срока исковой давности по дебиторской задолженности; правильность классификации ситуации при извещении судебного пристава о невозможности обращения взыскания на имущество должника; правильность налогообложения операций по договорам уступки дебиторской задолженности, формирования налоговых расходов при создании резерва сомнительных долгов и т.д. Контроль финансовой отчетности: все отраженные в учете долги дебиторов реально существуют (предпосылка существования); все долги дебиторов, которые действительно существуют, отражены в учете (предпосылка полноты).Контроль эффективности:1) попросите предоставить сделанный сотрудниками организации анализ условий отсрочки платежа за продукцию, предоставляемой основными конкурентами, и условий отсрочки покупателям организации;2) изучите, какие меры по стимулированию скорейшей оплаты покупателями предпринимает организация;3) изучите, есть ли в организации план погашения дебиторской задолженности и как контролируется его исполнение;4) проанализируйте соотношение дебиторской и кредиторской задолженности организации; направлялись ли средства банковских кредитов на финансирование дебиторской задолженности покупателей.

18. Ревизия задолженности по кредитам. Наиболее высокорисковыми являются: получение кредита для фактического финансирования аффилированных лиц организации, а не ее деятельности; получение кредита по завышенным ставкам, с целью перелива капитала в банк; получение кредита без необходимости, т.е. неэффективное использование средств на уплату процентов. Оценка системы внутреннего контроля:1. Попросите бухгалтера предоставить данные по наиболее крупным кредитам за отчетный год. Из кредитных договоров определите условия кредитования, цели и процентные ставки.2. Изучите выданные обеспечения под полученные кредиты.3. Попросите бухгалтера подготовить данные о направлениях расходования основной суммы кредита. Оцените общие критерии целесообразности привлечения кредитов.4. В случае выявления подозрительных кредитных операций обсудите эту ситуацию с руководством проверяемой организации.5. Выясните, кто инициировал привлечение кредит на данных условиях, рассматривались ли альтернативные варианты кредитования, кто принимал окончательные решение о выборе банка и условий кредита, в каких документах это отражено.6. Определите, кто принимает решения об использовании кредита, кто дает указание об оплате за счет кредитных ресурсов, в каком документе фиксируется это решение. Контроль соблюдения законодательства: Особое место в проверке кредиторской задолженности занимает проверка сохранности выданного обеспечения, например заложенного в обеспечение кредита имущества. Основными видами кредитного обеспечения являются поручительство, гарантия, залог ценных бумаг, товаров, другого имущества. Контроль финансовой отчетности: все отраженные в учете долги реально существуют (предпосылка существования»); все долги, которые действительно существуют, отражены в учете (предпосылка полноты).Проверка того, что все отраженные в учете долги реально существуют, проводится путем изучения подготовленных организацией актов сверки с банком. Контроль эффективности: Ревизор должен проверить длительность нахождения кредита на расчетном счете организации. Каждый день «простоя» кредита влечет убытки для организации в виде уплаты процентов за пользованием кредита. В некоторых случаях кредит (или его большая часть) все время находится на расчетном счете организации - получателя, а затем возвращается банку с уплатой процентов. В этой ситуации данная операция может скрывать фактически «подаренную» сумму процентов банку, которая может быть платой за другую совершенную сделку.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Ревизия расчетов по кредитам и займам
Рубрика (тематическая категория) Производство

Ревизия расчетов по налогам и сборам

В системе расчетных взаимоотношений организаций денеж­ные расчетные отношения с бюджетом и внебюджетными фондами занимают особое место.

Рациональная организация контроля над состоянием расче­тов с бюджетом способствует соблюдению платежной дисципли­ны, улучшению финансового состояния организации.

Цель ревизии расчетов с бюджетом – подтверждение досто­верности бухгалтерской отчетности проверяемого юридического лица, в части отражения задолженности перед бюджетом по на­логам и сборам, а также отражения в пояснительной записке всœех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в налогообложении.

В ходе контрольно-ревизионной проверки ревизору необхо­димо проверить:

‣‣‣правильно ли исчислены налогооблагаемые базы;

‣‣‣правильно ли применены ставки налогов и платежей;

‣‣‣ своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет;

‣‣‣ правильно ли и обоснованно применены льготы;

‣‣‣правильно ли ведется аналитический и синтетический учет по счету 68 ʼʼРасчеты по налогам и сборамʼʼ;

‣‣‣ соответствуют ли записи аналитического и синтети­ческого учета записям в главной книге и балансе орга­низации.

Для проверки правильности организации аналитического учета по расчетам с бюджетом крайне важно уточнить правиль­ность выведения оборотов и сальдо по каждому виду налогов на конец отчетного периода.

В балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговыми органами, для чего выверяются вза­имные расчёты. Данные аналитического учета по каждому нало­гу крайне важно сопоставить с записями в регистре синтетического учета и Глав­ной книге по счету 68. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом устанавливают проверкой выписок банка и приложен­ных к ним первичных платежных документов.

Во время проведения ревизии расчетов по налогам и сборам ревизоры руководствуются НК РФ. По этой причине контроль и ревизия указанных расчетов направлены, прежде всœего, на выявление их соответствия тем главам, статьям и нормам НК РФ, которыми регулируются налоговые отношения по взима­нию соответствующих налогов и сборов.

В условиях рыночных преобразований, происходящих в эко­номике, значительно повысилась роль кредитов и займов, как дополнительного источника финансирования деятельности орга­низаций.

В задачу контроля над кредитными операциями входят выяв­ление обоснованности и условий привлечения заемных средств, соблюдение установленного порядка планирования, получения, использования и возврата краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, а также определœение эффективности их привлечения.

Дополнительными источниками информации проверки учета кре­дитных операций являются:

Сведения и справки, предоставляемые в учрежде­ния банка для получения кредита;

Выписки банков;

Копии договоров в подтверждение кредитуемых сделок и дополнительные согла­шения к ним;

Договоры займа, залога;

Документы, подтверждаю­щие целœевое использование кредита или займа.

Ревизор должен обращать внимание на то, в какой форме был взят заем – в форме денег или вещи. Ревизор обязан убедиться в правильности:

‣‣‣составления и заключения договора займа;

‣‣‣организации бухгалтерского учета этих операций на сче­тах: 66 ʼʼРасчеты по краткосрочным кредитам и займамʼʼ, 67 ʼʼРасчеты по долгосрочным кредитам и займамʼʼ, причем особое внимание уделяется организации аналитического учета этих операций по заимодавцу и срокам погашения;

‣‣‣полноты получения и соблюдения целœевого характера ис­пользования займов;

‣‣‣ отражения в учете погашения займа путем реализации ценных бумаг по ценам, превышающим их стоимость, от­ражение в учете принимающихся к уплате %% за исполь­зование займа;

‣‣‣ отражения в учете курсовых разниц по предоставленным займам в иностранной валюте;

‣‣‣отражения в учете займов по направлениям их использо­вания;

‣‣‣ учета займа, полученного под выданный вексель;

‣‣‣своевременности погашения займов, путем сопоставле­ния даты взносов собственных средств в уплату или вы­писок банка с установленными сроками их погашения.

При проверке займов крайне важно выявить обоснован­ность и условия привлечения этих средств по каждому заимодав­цу, для чего контрольному изучению подвергаются договоры зай­ма и записи по соответствующим счетам.

Правила выдачи кредитов разрабатываются кредиторскими орга­низациями, а выдача кредита производится на основании заклю­ченного двухстороннего кредитного договора. Ревизору необхо­димо проверить:

‣‣‣ подтверждение целœевого использования кредита;

‣‣‣ своевременность и полноту погашения,

‣‣‣ правильность и законность отнесения начисленных и уп­лаченных %% на соответствующие счета затрат или ис­точники их покрытия;

‣‣‣достоверность остатков, не возвращенных кредитов;

‣‣‣обеспечение кредита или существование представленных гарантий своевременно невозвращенных сумм кредита;

‣‣‣ объективность причин нарушения сроков возврата кредита.

Проверяя вопросы получения и использования кредитов, ре­визор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по тем мероприятиям, на которые они предназначались; какой экономический эффект получила организация в целом от их использования, или наоборот, рассчитать убытки, которые мо­жет понести организация в случае не целœевого использования кредита или несвоевременного возврата кредитору, а также про­анализировать источники покрытия невозвращенных сумм кре­диторов и сообщить о них.

Ревизия расчетов по кредитам и займам - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ревизия расчетов по кредитам и займам" 2017, 2018.

Цель ревизии кредитных операций – установление целесообразности, законности достоверности совершенных операций предприятиями с долгосрочными и краткосрочными кредитами банков и заемными средствами, своевременности их погашения, соблюдение расчетно-кредитной политики.

1.Проверка достоверности сальдо на счетах заемных средств.

2.Проверка целесообразности, необходимости, обоснованности и полноты предоставления кредита.

3.Проверка своевременности погашения банковских кредитов, наличие просроченных кредитов и причины их возникновения.

4.Проверка целевого использования кредитных средств.

5.Оценка платежеспособности предприятия, влияние банковского кредита на изменение финансового положения предприятием, его репутации в деловом мире.

Источники информации:

*Первичные документы.

*Сводные документы (выписки банка и др.)

*Учетные регистры и формы отчетности.

Кроме того, в качестве информации используются заявки на кредит, бизнес-планы.

Перечень вопросов, подлежащих проверке:

1. Виды кредитов, используемых предприятие.

2. Обоснованность, полнота и правильность получения кредитов.

3. Реальность остатков по кредитам в банках.

4. Правильность и полнота использования предприятием кредитов по целевому назначению.

5. Своевременность погашения кредитов, их влияние на финансовое состояние предприятия.

6. Наличие просроченных кредитов.

7. Порядок уплаты процентов за кредит.

8. Обеспеченность кредита банка оборотными и внеоборотными активами.

9. Соблюдение расчетно-платежной дисциплины.

10. Качество используемой первичной документации.

11. Обоснованность выписок банка.

12. Законность проведения операций по кредитным счетам.

13. Правильность постановки синтетического и аналитического учета.

14. Своевременность ведения учетных регистров.

15. Меры, принимаемые для погашения просроченных задолженностей по кредитам.

16. Своевременность возбуждения уголовных дел по хищению кредитов.

Основной контроль возложен на банк. Банк производит проверку наличия и условия хранения кредитных ценностей на месте у кредитополучателя, периодичность и объем которых банк определяет самостоятельно. По кредитам в оборотные активы банк не реже 1 раза в квартал осуществляет контроль за соответствием задолженности по кредиту, наличию материального обеспечения.

НБ применяет следующие санкции:

А) За отсутствие контроля, за целевым использованием кредита и наличием материального обеспечения, штраф в размере до 0,5 % от минимального размера уставного фонда банка.

Б) Приостановление действия лицензии на осуществление кредитных операций на срок до установления нарушений, но не менее 1 месяца.

Кредитополучатель не выполняющий своих обязательств по кредитному договору, а также при выявлении случаев не достоверности отчетности или запущенности в БУ не подлежит дальнейшему кредитованию и банк применяет санкции, предусмотренные кредитным договором, а также может возбудить дело о признании его несостоятельности или банкротом.

За нецелевое использование полученных кредитов, на субъектов хозяйствования налагается штраф в размере до 50% суммы средств, используемых не по целевому назначению.

Выявленные недостатки в ходе ревизии систематизируются и отражаются в накопительных ведомостях, промежуточных актах и в основном акте ревизии.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.